Главная » Статьи » Мои статьи

Пища для тела - воздержание и телесные упражнения

Пищей для тела является воздержание и телесные упражнения. Воздержание от всего того, что приближает и ускоряет смерть для тела, угнетает душу и порабощает дух, а телесные упражнения такого порядка, вследствие которых тело достигало бы силы, красоты и здоровья, содействующие достижению жизни для души и духа. Иначе говоря, это здоровый образ жизни для тела, поддерживающий тело в долгоденствии и жизнеспособности и позволяющий человеку усиливаться в духовной жизни. Тело же без такого здорового образа жизни суть больное, умирающее тело. Порок на нем.

Дух от Бога, плоть от плоти, духу человеческому определено возвратиться к Богу, Который и дал его, "плоть и кровь не могут наследовать Царствия Небесного и тление не наследует нетления". Потому "плоть желает противного духу, а дух - противного плоти, они друг другу противятся". Но человек не может ненавидеть свою плоть, "но греет и питает ее", т.к. плоть его есть храмина из брения до времени являющаяся храмом обитающего в ней Духа Божьего. Да и душа его в ней. И в этом противлении духа и плоти трудно человеку бороться с плотью и одновременно заботиться о ней.

Говоря определеннее, пищей для тела плоти является то, что удовлетворяет его естественные потребности и хотения, содержащие тело в естественном жизнеобеспечении. Это естественная пища и питие, вино и естественное употребление женского пола, деторождение, необходимость в одежде для согревания тела в холод и охлаждения в жару, работа, отдых, сон и естественные наслаждения от жизни под солнцем. Но эти незапрещенные потребности и хотения незаметно и быстро прогрессируют в похоти. Употребление пищи и пития перерастают в чревоугодие, употребление вина - в пьянство, естественное употребление женского пола - в блуд и разврат, необходимость в одежде и предметах быта перерастают в любостяжание, работа - в идолослужение, сон - в сонливость, отдых - в лень и беспечность и т.д. И быстро и незаметно естественные потребности и хотения тела укладываются в слова: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем", - т.е. если еще вчера они служили нам для естественного жизнеобеспечения, то завтра неизбежно погрузят в преисподнюю. И потому, говоря еще определеннее, основной пищей для плотского человека является грех как удовлетворение запретных хотений.

И на этом пути плоть дерзновенна и изобретательна. Она ревностно и яростно сопротивляется всему, что останавливает ее на пути достижения объектов похотей. Ее невозможно уговорить убедительными словами здравого смысла, она глуха и слепа ко всему, что не является удовлетворением ее похотей. "Один раз живем, бери от жизни все", - вот голос похотливой плоти. И идя таким путем, плотской человек неизбежно переест и перепьется, непременно обленится и расслабится, непременно растлится в соблазнительных похотях и погрузиться в извращения. Содом и Гоморра - плоть каждого из нас, не имеющая на себе узды и твердой руки духовного человека. Воздаяние таковым - серный и огненный дождь с неба. Воздаяние таковым - "завтра умрем". И потому человеку Божьему необходимо ревностно и дерзновенно искать и находить истинную пищу для тела, содержащую тело в жизнеспособности, долгоденствии, здравии и довольстве, которою является воздержание пользования миром сим и телесные упражнения, свертывание похотей, а не разворачивание их.

И потому человеку Божьему жить надо так, чтобы применительны были бы к нему слова: "Уклоняй злое от тела своего". Но так как тело любит то, что оказывается злом для него, то необходимо "мучать и порабощать тело свое, чтобы стремясь к благочестию, не оказаться недостойным". Благочестие как высшее достоинство человека в Боге прилежит тем, кто ради Бога и осуществления Его воли найдет возможным по благодати ли Божией, по собственной ли силе дать бой в своем теле всему тому, что разлагает и умерщвляет его, что запинает жизнь духа и омрачает душу. "Прилагающий усилия восхищает Царство Небесное".

А потому, человеку Божьему жизненно необходимо встать на пожизненный путь преодоления себя. Кто не стоит на пожизненном пути преодоления себя, кто безвольно соскальзывает в сторону естественных потребностей и хотений плоти, тот скот, а не человек в высоком смысле этого слова, тот раб похотливой плоти, раб греха, раб смерти.

Преодоления себя в постах, бдениях, телесных упражнениях, изнурениях, бодрствованиях, противодействиях и т.д. должны стать нормой жизни христианина, т.к. урезывают похотливую плоть, содействуют высвобождению духа и формируют необходимые качества духовного человека как мужество, волю, терпение, стойкость, твердость и т.д., через что человек духовно возрастает, через что плоть становится подвластной духу. Особо необходимо отметить положение для тела, которое можно обозначить как положение риска или опасности для жизни тела. Это положение - лучшая приправа к здоровой пище для тела. Дух и душа примиренного человека с Богом не боятся смерти, но плоть никогда не знает этого. Она всегда вздрагивает и цепенеет от близости смерти. Стоя на пути преодоления себя, необходимо водить тело по грани жизни и смерти. Экстремальные ситуации, дышащие на тело дыханием смерти, восторгают дух и отрезвляют тело, содействуют возрастанию и возмужанию духа, обрезывают похоти плоти. Жизнь без риска - бессмысленная, скотская жизнь. "Мы были отягчены чрезмерно и сверх сил, так что не надеялись остаться в живых, но сами в себе имели приговор к смерти. Я многократно был при смерти... и в опасностях", - говорит апостол Павел. Но речь, разумеется, не об искусственном ввержении себя в риск или опасность. Не надо искушать Господа, но надо делать это ради целесообразного "соучастия в Евангелии Его". Риск ради риска и опасность ради опасности будут пресечены Господом, но риск и опасности ради служения Ему и церкви Божией благословятся Богом. Но рисковать и пребывать в опасностях ради "соучастия в Евангелии Его" является высоким положением в Боге и далеко не все из народа Божьего достигают этого. Этому надо учиться на более приближенных жизненных ситуациях, вплоть до плотских. Стоя на пути преодоления себя, будешь поставляем на грань жизни и смерти, будешь научаться преодолевать опасности и дыхание смерти, будешь приготавливаться к прославленному служению Господу "в страданиях за церковь Его, восполняя недостаток в плоти своей скорбей Христовых для соучастия в Евангелии Его".

Пища для тела - здоровый образ жизни тела, но не в здоровом теле - здоровый дух, а в здоровом духе человеческом от Духа Святого - здоровое тело. Но здоровый образ жизни тела невозможен без пожизненного преодоления себя. Пожизненное же преодоление себя невозможно без увлеченности высокой идеей в Господе, т.к. возможно ли пожизненно увлекаться самоцелью здорового тела, не "суета ли это сует"? Всякому же подвижнику крайне необходимо действие в себе слова пророка Иеремии: "Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня - и превозмог". Что же может так увлечь человека в Боге, вследствие чего он сможет встать на пожизненный путь преодоления себя? Не что иное, как любовь к Господу и стремление служить Ему. Но любовь к Господу - духовное чувство, плоть не может любить Бога и "закону Его не покоряется". Чем же увлечь тело духовного человека на пути преодоления себя? И уж если содержать тело плоти в твердой руке духовного человека и, учитывая, что "плоть закону Божьему не покоряется, да и не может", то чем уговорить его, какому закону подчинить его? Вот закон, который Бог положил в Свое творение - эволюционный закон совершенствования. Необходимо высмотреть этот закон и уверовать в него. Как человечеству вне Бога определено человеческое совершенство, выражающееся в символическом числе 666, так и человеку в Боге определено подобное совершенствование. Человеку в Боге в широком смысле этого слова определено стать "городом, стоящим на верху горы", т.е. взойти на широту и высоту земли, стать победителем, низложить свое невежество и предубеждения, обрести все доступное знание, достигнуть истинного благочестия, премудрости и благородства, оказаться больше любого противодействия, в том числе и телесного. Логика и устремленность к совершенствованию должна быть присуща всему человеческому существу ради совершенствования духовного. Совершенство - общее и объемное понятие, вмещающее в себя все грани как духовного, так и телесного преображения от Господа.

В данном случае, телесное преображение от Господа должно выявиться в высокой жизнеспособности тела, закаленности, силе, здоровье, выносливости, легкости, резвости, красоте и т.д. Телесное преображение от Господа несовместимо с расслабленностью, чахлостью, одышкою, паршивостью, одряхлением, ожирением, болезненностью и прочими порабощениями. Старости, болезней и расслабленности не избежать, т.к. человеку положено умереть, но надо отличать болезни и расслабленность от естественного старения тела от болезней и расслабленности, вызванных опороченной жизнью. Болезни и старость подвластны духу человеческому в Духе Святом. Поистине, воскресение из мертвых в прямом смысле прилежит тем, кто еще ныне, не вкусив смерти и живя по духу, совершенствует свое тело. Естественное старение тела не помеха в деле совершенствования тела. "Они и в старости сочны и плодовиты". Можно, совершенствуясь, быть юным старцем и, не совершенствуясь, быть дряхлым юнцом. А сколько убедительных примеров совершенствования тела в языческих восточных религиях: ушу, конфу, карате и т.д. И речь не о том, чтобы слепо идти в след их, но о том, чтобы Божьему человеку понять необходимость и полезность правильного отношения к своему телу.

Почему для Ветхозаветного Израиля было определено, чтобы никто из колена Левиина с недостатками на плоти не приступал к жертвеннику? "Хлеб Бога Своего из великих святынь он может есть; но к завесе не должен он приходить, и к жертвеннику не должен приступать, потому что недостаток на нем; не должен он бесчестить святилища Моего". Разве с нами не так? И речь не о травмах или недомоганиях тела на приходящих к Богу, т.к. Бог призывает на Свой пир все "падшее и погибшее: увечных и горбатых, бедных и нищих, все немощное, уничиженное и ничего не значащее мира сего", но речь о том, чтобы на всех призванных Господом осуществился бы закон: "Чтобы смертное поглощено было жизнью". И это для высокого определения Божьего, чтобы "посрамлено было бы все значащее и благородное, сильное и мудрое и чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом". Речь о том, чтобы общий закон совершенствования, положенный Богом в Свое творение, был бы присущ всему преображающемуся от Него.

Раз и навсегда надо понять, что "тело для Господа", что тела наши "суть храм живущего в нас Святого Духа и мы - не свои. Посему, прославляйте Бога в телах ваших и душах ваших, которые суть Божии". Но как прославлять Бога в теле, пораженном смертью: чахлостью, одышкою, ожирением, паршивостью, расслабленностью, болезненностью и т.д. Кому бы из христиан пришло в голову расхищать свой храм, сдирать с куполов кресты, ломать иконостасы, растаскивать церковную мебель и утварь, бить витражи, пачкать стены и т.д. Нет! К такому вандализму христиане не способны, но к вандализму по отношению своего тела способны, практически, все. И разоряют храм Божий, которым являются сами в телах своих и не боятся кары Божией. Но "кто разорит храм Божий, того покарает Бог".

Одним из важнейших признаков совершенствования человека в Боге является даже не достижение определенного совершенства, а устремленность к нему. "Я не почитаю себя достигшим или усовершившимся, - говорит апостол Павел, - а только, забывая заднее, простираюсь вперед, стремлюсь к цели, не достигну ли и я?" И только при такой устремленности к совершенству будут выявлены следственные признаки его. Это в полной мере относится и к совершенствованию тела. И притом, что "мы не должники плоти, чтобы жить по плоти", но не будем и "попечения о плоти приводить в небрежение". Встанем же на пожизненный путь преодоления себя не только ради жизни по духу, но и ради совершенствования тела своего как храма Господнего. Как духу человеческому определено в Боге жить как победителю, так и тело духовного человека должно быть побеждающим смерть. Но человеку определено умереть, год от года человеческая жизнь приближается к могиле. "Приходят дни, когда человек будет говорить: "Нет мне удовольствия в них". А человеку, служащему Богу, полезно долгоденствие при здоровом теле и ясности ума. Как же быть? Пожизненная устремленность к совершенствованию тела - залог мучительной, но успешной борьбы за выживаемость тела. Как "бегайте блуда", так бегайте и смерти. Как "тело не для блуда, но для Господа и Господь для тела", так и тело не для смерти, но для Господа. Как "совокупляющийся с блудницей становится одною плотью с нею", так и совокупляющийся со смертью суть одно с нею. Бегайте смерти до самой смерти, устремляйтесь поражать ее всякое приближение и, поступая так, быть может, сможете отразить на себе высокий закон совершенствования, положенный Богом для Своего творения.

Все болезни тела и как следствие прогрессирующих болезней - смерть, приступают к человеку только лишь от недостатка в нем жизненной энергии или тонуса, или, говоря Евангельским языком - жизни духа. "Закон жизни духа по вере во Христа Иисуса способен избавить человека от закона греха и смерти". Но "многие из христиан немощны и больны и не мало умирает". Корень поражения христиан болезнями и смертью, разумеется, лежит в неверии и в "не рассуждении о теле Господнем". Но и застойность жизни по плоти, загрязнение крови и тела от малоподвижности, отягощение пищей и прочих порочных проявлений, выражающихся в болезненности, расслабленности, ожирении, одышке, паршивости и т.д. также существенно имеют место. К тому же, последнее время ознаменовано "чашами гнева Божьего". Отравлен воздух и вода, отравлена ядами земля и произрастания ее. Человеческая жизнь сперта теснотою жилища и быта, подневольностью повседневного застойного рабского труда, нечистой пищей, физическими и нервными перенапряжениями. Ядовитая фармакология лечит его. Кислотные дожди поливают его, космическая и земная радиация обжигает его. И как следствие такой жизни - всевозможные функциональные расстройства, стрессы, аллергии, раковые опухоли, проказы, неврозы и т.д. И как венец такой жизни - преждевременная деградация тела и сознания, болезни, старость и смерть.

Смерть приходит к человеку раньше, чем он умрет. И это выражается в безволии по отношению к телу, в наплевательском отношении к нему и в невозможности общаться с телом, понимать его голос, в невозможности наблюдать внутренним взором за состояниями и процессами внутри тела. Люби человек свое тело, как храм Господу, он услышал бы его голос, увидел бы, какие реставрационно-ремонтные и профилактические работы необходимо производить в нем, как правильно очищать и эксплуатировать его. Пульс тела должен быть хорошо известен человеку, любящему свое тело как храм Господу.

Человечество создало множество учений и школ для преодоления себя ради высвобождения человеческого духа, ради достижения бессмертия и небожительства. Но мы знаем, что "никто не приходит к Отцу, кроме как через Христа". Но нельзя и отнестись с предубеждением к опыту человечества. Аккумулировать энергию тела, достигать и управлять биологической или духовной энергией, направляя ее на оздоровление тела, умеют в совершенстве восточные языческие и иные мировые школы. Христиане духовно отчуждены от этих школ и учений и не могут извлечь полезное из них без предубеждения. Но как свободные могли бы подсмотреть полезное, как им кажется, в ничтожном. И находясь в невежестве по отношению своего тела, практически, не знают и не слышат голоса своего тела, не ощущают пульса его, не слышат просьбы тела об оздоровлении, не предвидят поражений тела и развития болезней, не знают выхода из них, кроме суеверной молитвы к Богу за исцеление. Исцеляясь же, заболевают вновь, т.к. продолжают жить в больном, умирающем теле, не имеющем своей жизненной телесной пищи.

Телесные упражнения и воздержания пользования миром сим - истинная пища для тела, позволяющая содержать тело в долгоденствии, здравии и довольстве, хотя в целом причастность тела физической культуре является низшим планом по отношению к жизни духа. "Телесные упражнения мало полезны" в сравнении с упражнениями в благочестии, но не бесполезны вообще и, тем более, безусловно, полезны в сравнении с разложением и одряхлением тела. И уж если "тело для Господа", и если есть необходимость "прославить Господа в телах наших", то необходимо пользоваться и постами, как воздержанием, и телесными упражнениями, которые для духовного человека - доброе подспорье на пути "поглощения смерти жизнью".

Одной важнейшей гранью учения Нового Завета является учение о воздержании. Но от чего воздерживаться, как и какую меру воздержания избрать для себя, впрямую на это нет ответа. "Не любите мира, ни того, что в мире", - обобщающие слова, нуждающиеся в поэтапном, возрастном освоении. Поведение человека в Боге и все его тончайшие чувствования и побуждения регламентированы заповедями Евангелия, как заповедями закона, и нарушение заповедей закона надо понимать как грех. Закон непреложен и ортодоксален, то, что было запрещено вчера, будет запрещено и завтра. Но учение о воздержании не закон. Воздержание - не запрещение заповедью закона, а призыв учения к добровольному оставлению того, что не запрещено, но не полезно. Учение - гибко, изменчиво во времени в применении к духовному возрасту человека. Так, к примеру, полезно христианину воздерживаться от осквернения идоложертвенным, но одним можно входить в капище и есть идоложертвенное, а другим нельзя, т.к. для одних "все чисто, а для других-то нечисто, что они почитают нечистым". Одним надо поститься, другие могут быть свободными от постов. Одни могут есть все, другие - только овощи. Где же тонкая мера воздержания для каждого христианина, которую ему определяет Бог? Ответ на это должен отыскать каждый верующий человек в глубоко искреннем и преданном личностном предстоянии в Господе, водясь в доброй совести Духом Святым.

"Все подвижники воздерживаются от всего". И потому, хорошо бы и полезно всякому подвизающемуся в Боге воздерживаться от всего, что оскверняет его или удерживает на пути очищения. Хорошо бы воздерживаться от необходимости брака, но нет и запрета на брак. "Хорошо человеку не касаться женщины", хорошо воздерживаться от близости с ней, хотя бы в моменты посвящения себя Богу и усиления в Нем. Хорошо воздерживаться от вина, хотя нет и запрета на умеренное употребление его. "Вина не должен пить ни один священник, когда идет во внутренний двор", - и это пророчество полагает запрет на употребление вина при приближении к Богу и служении в церкви. Полезно воздерживаться от идолопоклонства, от любостяжания, сребролюбия, нечистой или излишней пищи и иного осквернения миром или плотью. Полезно было бы научиться "быть пользующимся миром сим, как не пользующимся". Но всякое прикосновение к миру и плоти, какими бы причинами оно ни вызывалось, непременно обедняет, овеществляет, делает немощными всех прикасающихся к ним. Пусть знает каждый пользующийся миром сим, что быть пользующимся миром сим и быть неоскверненным от него невозможно! И не только прикосновение к оскверненному оскверняет человека, но и прикосновение к естественному и необходимому ведет к обмирщанию или удерживает в нем. Потому-то, и "заповедь Его безмерно обширна" и "проникает до разделения души и духа и судит помышления и намерения сердечные". И спастись человекам от сего осквернения соблюдением заповеди Господней невозможно. Воздержание - следствие неповрежденной рассудительности человека Божьего во имя Божие, воздержание от того, что впрямую разрушает тело или медленно умерщвляет его, отравляет или перенапрягает его, или удерживает его на пути приближения к Богу - суть непреложная потребность для живого христианина при живой и действенной вере его в оправдательную миссию Иисуса Христа.

Физическая культура для человека как эстетическая культура или культура поведения должна стать непреложным достоянием человека в Боге. Человек чуждый понятию "культура" вообще - вообще не человек, но некое низменное звероподобное существо. И поскольку человек как-то благоустраивает свое существование на земле в быте, на производстве, в отношениях с себе подобными и т.д., то было бы неверным, если бы он не благоустраивал свое существование в теле. Говорить о физической культуре невозможно в отрыве от духовной жизни, т.к. и духовная и телесная жизнь человека тесно и неразрывно завязаны в одно целое весьма таинственными связями при всей своей антагонистической природе. И познать и разобраться в природе этих взаимоотношений тела и духа очень и очень сложно. Об этом написаны тысячи книг, созданы сотни фундаментальнейших учений от древности до последнего времени. Сотни христианских богословов веками трудились над этой тайной. Евангелие исчерпывающе освещает природу взаимоотношений духа и тела, но христианство, тем не менее, не находится в приоритете познания этой тайны. Так, историческое отношение христиан к телу выражалось либо в аскетическом умерщвлении его, якобы ради жизни по духу, либо в употреблении свободы как повода к угождению плоти. Аскеты христианства "мучали и порабощали тело свое" до бессмысленности, ели только лебеду и пили только воду, жили как столпники на столбах и телом кормили червей, но не достигали пользы духу, что "имело только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела". Другие же, пренебрегая здоровыми запросами тела и духа, "без страха утучняли себя", нанося тем самым вред и тому и другому. Но во всех случаях телу отводилась лишь уничижительная роль. Тонкого и точного водораздела отношения к телу и духу не проведено до сегодняшнего дня.

Кто стремится познать природу взаимоотношений духа и тела, пусть познает. Кто желает углубляться в таинственную природу тела и его скрытых энергий, кто способен открывать в теле таинственную жизнь и силу духа, пусть открывает. Кто верует в то, "как велико могущество силы Его в нас" - пусть верует и пользуется этой силой. Кто способен обнаружить в себе, что "сила Его совершается в немощи" - пусть пользуется этим познанием. Но если кто немощен, а сила Его не действует в нем, то не надо обольщать себя, будучи ничто, а лучше уж стать сильным во Христе, встать на путь оздоровления себя и по плоти и по духу. Оздоровительные мероприятия для тела при ощутимых и достаточных воздержаниях пользования миром сим - истинная пища для тела, способная содержать тело в здравии, долгоденствии и довольстве, позволяющая духовному человеку высвобождать дух и усиливаться в жизни его.



Источник: http://www.voiceofthecalling.com/readroom-mirhram-part10.html
Категория: Мои статьи | Добавил: annet (09.07.2014)
Просмотров: 389 | Теги: духовность, физические упражнения, чревоугодие, душа, несдержанность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: